museum написал "Фонды семеновского музея очень богаты. Сколько уж о них писали и рассказывали, но и там, где все кажется давно изученным, кроется еще много тайн…
Совсем недавно в Семенове побывал известный журналист Вячеслав Федоров, он и натолкнул на мысль узнать автора одних из самых необычных ложек музея – писанок.
Особенность ложки в ее росписи: это не традиционные для нашего края растительные орнаменты, а подробные бытовые сюжеты из жизни простого человека. Писанки всегда привлекали и ценителей старины, и простых посетителей своей уникальностью.
В Семенове расписывать ложки начали в самом конце 19 века. Разрисованную ложку охотнее брали на базарах и ярмарках, да и есть особенной ложкой было куда приятней. Так и пошло: семеновские мастера резали, а жены да дочери расписывали. Всю Россию наши ложкари снабжали.
Из архивных материалов и книг мы узнали, кто первый такой рисунок выдумал. Это была жена ложкаря Екатерина Масленникова. Художницы, видно, обладала богатой фантазией, поэтому и ложки получались у нее разными. На одной нарисует монастырь, на другой – барыню, на третьей – косарей.
Рисунки и приемы стали перенимать другие художницы, но не у всех была сноровка и фантазия. Позже рисунок упростили, стали пользоваться «печатками», а потихоньку и вовсе забыли ложку-писанку с ее удивительной жанровой росписью.
Вернул ее известный мастер Матвеев. Г. П. Матвеев был не просто мастером, но энтузиастом, любителем всего народного творчества, собирал и хранил уникальные произведения народных умельцев. Неслучайно именно такому человеку удалось создать Школу художественной обработки дерева и музей в Семенове. Будучи директором музея, Г. П. Матвеев неустанно пополнял коллекцию находками из народного быта, произведениями мастеров-умельцев. Он изыскал средства для приобретения у местных мастеров уникальных произведений, тем самым поощрял их творческую деятельность, а также стимулировали желание у молодежи творить и совершенствоваться.
Увидев старинную ложку (это было в тридцатые годы 20 века), Матвеев решает восполнить ее утрату – заказывает копию у талантливой художницы Екатерины Ивановны Пряничниковой.
Так родилась коллекция ложек-писанок, которые сейчас хранятся в музее. Есть предположение, что это копии старинных ложек, а может быть, на этих ложках отразилась автобиография художницы и ее автопортрет. Мы обращаемся к населению с просьбой помочь отыскать родственников этой художницы, чтобы узнать об этом человеке поподробнее.
М. Алмазова, заведующая МТЦ «Золотая хохлома»
Фото предоставлено музеем
"