museum написал "
«Ложка – орудие для хлебанья, для еды
жидкостей, хлебалка, шевырка, едалка».
В.И. Даль
Город Семенов - один из признанных центров деревообрабатывающих промыслов России, имеющих свою особую уникальную историю.
Среди множества промыслов Семеновского района на протяжении нескольких веков существовало и процветало ложкарное дело. Почти все население (более 80%) занимались ложками. Архивные источники зафиксировали первого профессионального ложкаря. Имя ему Гаврилко Иванов сын Ложкарев. Фамильное прозвище указывает на то, что и отец его был ложкарем. Самой распространенной фамилией была Ложкаревы, из 8 домовладельцев трое носили фамильное прозвище «Ложкаревы», а четверо звались Ложкарями. Крестьянин Ганка Якимов именовался «Баклушей». Только в Семеновском уезде деревянных ложек выделывалось до 4 млн. штук. Ложкарный промысел нередко называют «родовым делом» - ведь при изготовлении ложки – от «битья баклуш» (первой операции по выделки ложки) до ее росписи, каждому дело находилось. За общей дружной работой быстро наполнялись заранее подготовленные короба. Тут были и ложки «рабочие», баские да полубаские, бутырка да бурлацкие. Специальную «крестовую» ложку резали в керженских скитах, вместо коковки вырезали двуперстие, она популярна была среди раскольников. Даже сами мастера точно не назовут всех видов этой красавицы.
На тенденцию развития промысла повлияло несколько фактов: во-первых, где как не у нас делать ложку, ведь осин, берез да кленов, у нас видимо-невидимо, во-вторых, земля в районе очень скудная, больших урожаев не давала, вот и приходилось крестьянину промыслом кормиться. А в те времена вся Русь деревянной ложкой ела. Отсюда и получается, что предки наши ложкарями были, и не случайно памятник Семену – Ложкарю в городе поставили, как его основателю. Вплоть до середины XIX в. одна из площадей города носила название Ложкарная т.к. к четвергу собирались здесь ложкари для продажи своего недельного труда.
В Семенове талантливых мастеров много, знают о них и Нижний, и Москва и Париже… Одним из первых мастеров-ложкарей был Федор Андреевич Бедин
Родился в 1888 году в деревне Большие Бездели Ковернинского района. Семья Бединых неспроста носила свою фамилию – они бедовали. В их семье занимались росписью ложки, а у ложкарей заработки были низкие.
Восьми лет Федор стал самостоятельным работником. В душной мастерской дети сидели наравне со взрослыми.
С радостью Бедин ушел воевать за Советскую Республику, в 28 лет штурмовал Перекоп, участвовал в разгроме белогвардейцев в Крыму. Вернувшись с фронта, еще сильнее ощутил красоту родных полей и лесов – это укрепило его желание стать художником. В правильности выбранного пути его убедили беседы с известным советским живописцем П.П. Кончаловским. Между хохломским мастером и живописцем завязалась дружба. Известный художник написал в мастерской Бедина картину «Хохломская роспись», изобразив трех русоволосых крестьянок за росписью. Две из них – жена и дочь Федора Андреевича. Автор разнообразных травных узоров, мастер с поистине неистощимой фантазией. Односельчане рассказывали, что он никогда не писал по эскизам, хранил в памяти великое множество вариантов растительного орнамента. Федор Андреевич легко расписывал огромные вазы (тогда делали вазы до 2,5 м высотой, и большие чаши, создавая сложнейшие композиции.
Умер Ф.А. Бедин, когда ему было за 80. Был он невысокого роста, коренастый, с курчавой густой бородой и зорким взглядом. Жил он в селе Новопокровском. Его домик, стоявший в заросшем рябиновом палисаднике, выделялся среди других. Изнутри дом напоминал музей – расписано было все: мебель, стены, потолок. А на застекленной дверце шкафчика золотыми буквами красовалось: «Живи просто, проживешь лет со сто!» - эти слова и было его главным девизом в жизни.
Но промысел живет и нас с вами радует. Мастера с удовольствием передают свои секреты, были бы ученики. В праздничные дни на Улице мастеров летят в короба - различные ложки с резными черенками. А у нас в музее работает мастер – ложкарь в четвертом поколении – Иосиф Иванович Болотников. Человек необычайно интересный и талантливый. Он впитал в себя все, чем ценен был его род. Отец по 200 ложек в день делал, и он может. Мастеровой человек отличается от ремесленника тем, что он всю жизнь учится. И тут Иосиф Иванович – пример яркий. До войны ему удалось окончить всего три класса школы. Всю войну ложки резал. После войны, изрядным переростком, пошел в четвертый класс. За двадцать было, когда школу кончил. В тридцать техникум одолел. А в пятьдесят пошел в университет учиться.
За семьдесят своих лет Иосиф Иванович ни минуты без дела не потерял.
Иосифа Ивановича со стороны за директора крупного завода принять можно: серьезен, рассудителен, аккуратен. Это пока он своих инструментов не коснулся. И тут он в мальчишку превращается. За это мастеров чудаками и зовут.
Сегодня ложкарный промысел не утратил своего значения, разработаны станки и линии для изготовления ложки, но изделие, сделанное своими рукам ценится гораздо выше. Утратив утилитарное назначение, изделия мастеров носят декоративный характер, но по-прежнему слава о них, на весь мир гремит.
С открытием музейно-туристического центра «Золотая Хохлома», открылись и совершенно новые возможности. Создана экспозиция «История ложки», которая популяризирует мастеровые династии, рассказывает об исследованиях, традициях и ценностях керженского края.
Шаповалова А.Е.
Научный сотрудник
МТЦ «Золотая Хохлома»
"