Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда! Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
12 сентября в выставочном зале ЦКИ, в рамках празднования Дня города, открылась новая экспозиция живописи работ нашего земляка, члена Союза художников РФ, преподавателя ДХШ Ляшкова Алексея Асафовича.
Многие горожане знают его, как талантливого художника, заботливого и строго преподавателя и еще как тонкого лирика-музыканта. Все эти качества в нем отлично сочетаются и наверняка помогают в художественном творчестве. Главная тема открытия выставки – сам художник, его творчество, истоки вдохновения, учителя и коллеги.
Основная техника исполнения картин – работа маслом. Основной жанр - жанр пейзажа - городского, сельского, изображение природы. Но и самое главное, пожалуй, это жанровые картины с глубокой драматургией, сюжетом, картины - размышление, где видна его четкая гражданская позиция, мировоззрение, философское и человеческое отношение к жизни, всему окружающему.
Глубокая сопричастность жизни и есть источник истинной достоверности произведений, столь ценимый в изобразительном искусстве. Великое назначение художника – сделать видимыми невидимые переживания.
На вопрос что он ожидает от показа, встречи с публикой, художник ответил:
«…искренности, понимания, активной публики, серьезного и вдумчивого отношения к художественному творчеству в целом.»
И, действительно, если вдуматься, вселенское, мировое творческое пространство едино в темах, жанрах, сюжетах, будь то музыка, литература или живопись. Полезно сравнивать их, проводить аналогии, наблюдать разнообразие интерпретаций современников разных эпох и стилей. Это и есть огромный мир искусства!
Продолжением темы стало знакомство и разговор с нижегородскими гостями - известными маститыми живописцами, членами творческой общественной организации Союза художников России, областного отделения в Нижнем Новгороде, Заслуженными художниками России Александром Игнатьевичем Краевым и Рудольфом Александровичем Сосниным, Ириной Сафроновой и другими представителями творческого союза.
Первое слово приветствия прозвучало от наших флагманов – заведующей Отделом культуры Скобелевой Т.П. и директора ЦКИ Шабуровой М.П.
В своей речи, руководители культуры, от имени главы администрации г.о. Семеновский Носкова Н.Ф., высоко оценили творчество, педагогическую и просветительскую деятельность нашего соотечественника, его весомый вклад в реставрационную деятельность православных и старообрядческих храмов нашего края, за успешную выставочную деятельность на самых значимых выставках федерального и регионального уровней - «Россия», «Единение», «Большая Волга», «Победа».
Скобелева Т.П. обосновала необходимость всемерно помогать и продвигать таланты на их тернистом пути. Именно такие подвижники, нежно и преданно любящие свою малую родину, прославляют её своим талантом и мастерством.
Живет Россия в малых городах,
живет в поселках, деревнях и весях.
Ее дыханье в нивах и лугах,
а сердце в задушевных песнях.
И эти задушевные, полетные, яркие песни прозвучали как откровение и музыкальные подарки от солистки ЦКИ Екатерины Мухиной. Зал очень оживился, задвигался, и вместе с Рудольфом Сосниным (тоже замечательно поющим художником), подпевал нашей талантливой певице: «Наш дом Россия, наш дом Россия и лучше дома на свете нет!»
Академик Лихачев в своих трудах, определяя пути спасения русской культуры, подчеркивал значение культуры и искусства русской провинции: «В Древней Руси именно провинция держала уровень не только численности населения, но и уровень культуры, рождала гениев именно провинция». Родились термины «провинциализм» и «субкультура провинции», которые вобрали в себя нравственность и специфику отношений провинциального художника и провинциального общества (очень консервативного и рационального по своей сути). Главное – неторопливость, размеренность во всем.
Вот об этом и как, из чего вырос художник Ляшков, детальнее говорили его друзья и соратники по цеху, среди которых немало художников – семеновцев.
Подведем некий итог всему сказанному и услышанному.
Картина – это не слепок, не копия с натуры, но суждение художника о мире, результат его духовного опыта.
В творчестве Алексея Асафовича просматриваются мощные символы, знаки и главенствующие темы: вспаханная земля - как символ рождения, обновления; тема семьи, рода, матери - молитвенницы за детей своих; вековые тополя и липы, как символы мест бытования исчезающих сел и деревень; одинокая фигура – знак путника, идущего по дорогам жизни; крыши домов, под которыми кипит жизнь – как защита живущим, да баньки, сарайчики, заборы и околицы – помощники в детских забавах.
Как дань благодарности, через неспешное повествование, в наш век высоких технологий, отслеживается понимание жизни России, Русской провинции в картинах художника Алексея Ляшкова.
Виват России! Виват Русской провинции!!!
Автор статьи зав. выставочным залом Алексеева Н.В.