museum написал "В рамках VII Всероссийского фестиваля «Золотая хохлома» семеновский «Историко-художественный музей» предложил жителям и гостям города интересную программу. Работал фотосалон «Остановись.мгновенье, ты прекрасно!»
Все желающие могли сфотографироваться в в интерьерах крестьянского и купеческого быта в костюмах XIX века ; в музейном дворике были организованы две временных выставки: «Путешествие в старину», где были представлены предметы крестьянского быта: донца с гребнями, лапти, глиняная посуда, швейки, самопрялки и выставка резных изделий талантливого семеновского резчика по дереву Босоногова Александра Николаевича; желающим предлагалась театрализованная экскурсия в старинных костюмах.. Вниманию детей и их родителей была предложена презентация выставки «Куклы в мире театра». Ребята узнали не только историю возникновения театра пальчиковых кукол, но и историю первых кукол. Как оказалось, древнейшая кукла на земле обнаружена в Египте при раскопках, возраст ее более 4 тысяч лет и представляет собой она тонкую дощечку, на которой был изображен человек, а прямоугольные узоры изображали одежду, на голове парики-прически из глиняных и деревянных бусинок. В русской деревне самой распространенной игрушкой деревенских детишек вплоть до середины XX века была тряпичная кукла. Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения.
Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Крестьяне считали. что, чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Куклы были разные: обереги и обрядовые, сшивные и закрутки, куклы-крестьянки, куклы-барыни, куклы-царицы и много других. Традиционная тряпичная кукла была безлика.. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Тряпичная кукла была и одним из первых актеров в русском театре, надевались куколки на руки, ставилась ширма, чтобы было не видно рук и разыгрывались представления, называлась кукла перчаточной или пальчиковой. Ее также называют ручной, петрушечной.
Происхождение названия «перчаточная» понятно: «скелет» куклы — перчатка, надевающаяся на руку. Отсюда же и названия «ручная» и «пальцевая»: чтобы заставить куклу шевелиться, «работать», актер шевелит пальцами и кистью руки. Название «петрушечная» в отличие от первых трех связано не с принципами работы куклы, а с историей. Первой перчаточной куклой был Петрушка, ведущий свое происхождение от искусства скоморохов, а кукловоды, участвующие в ярмарках и потешающие зрителей прямо под открытым небом, назывались петрушечниками.
Еще при Иване Грозном собирали скоморохов для придворного Потешного чулана. С начала XVII века в Москве существовала Потешная палата, ведавшая придворными развлечениями. Вовремя беседы ребятам было предложено сделать своими руками обереговую тряпичную куклу, с огромным интересом ее изготавливали не только дети, но и их родители, а в заключении ребята посмотрели веселый музыкальный видеофильм с участием театральных кукол.
Театр пальчиковых кукол пользуется огромной популярностью и в наши дни, одним из таких театров является Мурманский областной театр кукол, где лавным художником с 1985года работает наша землячка Пьянкова Любовь Лавровна, которая сама рисует эскизы костюмов для актеров театра. В свободное время пишет картины. На выставке были представлены куклы, которые сама изготовила Любовь Лавровна и подарила Историко-художественному музею. Выставка будет работать до конца месяца, приглашаем посетить ее всех желающих.
Сотрудник Историко-художественного музея А. Угланова
"