Кто: Серденко Татьяна Ивановна
Возраст: 54 года
Кем работает в городе: частный предприниматель, владелица швейной мастерской, создатель и директор первого в Семенове частного музея
Кем является для города: вдохновляющий пример некоммерческой частной инициативы
Фраза из интервью: «Не могу быть ни к чему равнодушной. Равнодушие - самый большой враг человека».
Штрихи к портрету
Серденко Татьяна Ивановна родилась в Семенове, здесь же закончила школу. Училась в Нижегородском университете на химфаке. Работала в Нижнем Новгороде в школе, вышла замуж, родила сына. В 1981 году по комсомольской путевке вместе с годовалым ребенком была направлена на стройку «века» - строительство автогиганта «КамАз» в Набережных Челнах (Татарстан). Работала заведующей женским общежитием «КамАза». Вернулась в Семенов в 1999 году, работала в школе, пять лет проработала заместителем директора в Семеновской православной гимназии, затем открыла мастерскую по ремонту и пошиву одежды.
История создания музея
Большую роль в создании музея народных ремесел сыграло то, что Татьяна Ивановна уезжала на долгое время в Набережные Челны. Вернулась она с чувством ностальгии по городу и землякам. Это и подвигло ее на создание музея. «Сначала я просто хотела показывать девушкам, которые работали в моей мастерской, старые швейные машинки. Показывать, как это раньше делали. Была у меня при мастерской комнатка – девять квадратных метров». Но вскоре экспонаты перестали помещаться на этом маленьком пространстве, и Татьяна Ивановна решила создать полноценный музей. Подыскала подходящий дом и обратилась к Главе администрации городского округа. «Пришла и говорю: я хочу открыть музей! – рассказывает Татьяна Ивановна. - Николай Федорович долго на меня молча смотрел, а потом говорит: “А ведь я тебе не смогу его финансировать”. А я говорю: я и не прошу, вы мне только здание дайте. Он в ответ: “А ведь за аренду много придется платить”. Я ему: а что Вы переживаете, ну, не будет у меня дохода от моей мастерской, ничего, буду на пенсию жить. У меня ведь пенсия есть. Так сейчас и получается: моя мастерская работает на музей, а живу я на пенсию…»
Отдельно нужно сказать о доме, потому что он сам фактически является музейным экспонатом. Здание построено в 1890 году семеновским купцом второй гильдии Артем Семеновичем Строинским. Сначала в нем жила его семья, после революции в здании детский дом, затем - народный суд, а теперь - музей. Сам купец был меценатом – попечителем в детском приюте, а также учредителем фонда помощи бедным невестам.
Опции музея
Грандиозное собрание домашней утвари и инструментов народных ремесел: швейные машинки, утюги, ножницы, весы, предметы интерьера, рукоделия, изумительная коллекция старинных пуговиц и т.д.
Дополнительная опция: мастер-класс по изготовлению синтепоновых кукол от хозяйки музея.
Адрес музея: ул. Гагарина, д.68.
Десять самых любопытных экспонатов:
1.Манекен из папье-маше. Подлинный образец нижегородской торговой рекламы 19 века. При исследовании бумажной массы, из которой он сделан, был обнаружен документ, датированный 1897 годом.
2. Одна из первых моделей ножниц. Попутно хозяйка музея удивляет посетителей рассказом о том, что ножницы – это изобретение пастухов. Изобретены для стрижки овец.
3.Пуговица в виде горошины, внутри полая. Слово «пуговица» происходит от глагола «отпугивать», внутрь такой пуговицы клали зернышко и пришивали ее на одежду ребенка. Когда он шевелился, пуговица звенела и отпугивала злых духов.
4.Плиссированный сарафан – ему более ста лет, плиссировка сделана необычным образом – прутом, который нагревали, прикладывали к ткани и отстукивали деревянным молотком. Плиссировка на вещи сохранилась до сих пор.
5.Деревянная прялка – на ней вырезана дата 1876 год, а также имя – Яков Михайлов. Это было сделано, чтобы она не потерялась при переносах из одного дома в другой. Такие пометки были нетипичны для того времени.
6.Зеркало «с документами». Стандартное трюмо 19 века из Семенова. Однако оказалось, что зеркало хранит вековую историю целого дома. С обратной стороны под рамой обнаружена купчая на дом по Варварьинской улице (ныне – улица Свердлова в Семенове) на имя Числавского Андрея Савельевича, датированная 1864 годом. Рядом оказалась дарственная на этот же дом за 1919 год. Интересно, что дом этот до сих пор стоит на улице Сверлова.
7.Обувная (!) швейная машина из Олонихи (деревня в Семеновском районе). Эта вещь сохранились в семье обувного мастера Ивана Колесова, который всю жизнь шил обувь вручную. Однажды богатый заказчик за хорошие сапоги подарил ему обувную швейную машину, но мастер так и не научился (или не захотел) ей пользоваться. Машинка простояла в доме 100 лет совершенно новая, пока стараниями Татьяны Ивановны Серденко не попала в Музей народных ремесел.
8.Шведская швейная машинка. С этим экспонатом связана интересная история. В один дом в Семенове подкинули младенца. Причем вместе со швейной машинкой! То ли те, кто подбросил, заранее позаботились о том, чтобы приемную девочку научили шить, то ли таким образом хотели отблагодарить взявшую приемную семью. Так или иначе, девочка выросла, а ее приемная мать принесла машинку вместе с историей в дар музею.
9.Утюг… для шнурков! В коллекции музея множество старинных утюгов, нагревавшихся углями, но этот - особый. Миниатюрное изделие предназначалось для разглаживания шнурков и заставляет вспомнить знаменитую поговорку «Сейчас, только шнурки поглажу!»
10.Парфюмерная пуговица. Дамы в 19 веке выходили в свет в закрытых платьях, поэтому не могли наносить парфюм на кожу. Тогда они стали пропитывать пуговицу из ткани духами и пришивать ее к одежде.
Пять историй от хозяйки музея
1. О том, как швейная машинка Зингера покорила мир.
Татьяна Ивановна сама предприниматель, а потому способна по достоинству оценить макетинговый ход Исаака Зингера, который придумал продавать изобретенную им механическую швейную машинку (весьма дорогостоящую по ценам 19 века – 100 долларов) в рассрочку (пионерский по тем временам ход) и первым в мире предложил идею франчайзинга – передачи прав на ремонт машинок региональным дистрибьюторам. Обе идеи в сочетании обеспечили доступность и долговечность (возможность ремонта) изделиям Зингера, прославив имя их создателя. В коллекции музея – более 40 швейных машинок «Singer», это явно любимые экспонаты хозяйки музея.
2. История о «Золотой машинке Зингера»
Легенда гласит, что после Октябрьской революции состоятельные россияне стремясь вывести накопленные ценности за границу, прибегали к ловкому приему. Золото плавили и отливали в форму швейной машинки Зингер, красили в черный цвет и легко проносили через таможню Якобы и сейчас по свету гуляет более ста таких золотых «зингеровских» машинок.
3. История о девочке и патефоне
Швейная машина и патефон – в музее они стоят рядом, на первый взгляд непонятно, что объединяет эти предметы, но на самом деле за ними стоит история целой семьи. Во время Великой отечественной войны глава семьи ушел на фронт, свою семью он отправил в Сибирь. В Сибири жена умерла, сам мужчина погиб на фронте, а дочь и два сына остались одни. Девочка кормила семью с помощью швейной машинки, обшивая всю округу. После войны они возвращались домой в Нижегородскую область. Девочка везла патефон, оставшийся от матери и швейную машину. Как-то она оставила ненадолго мальчиков с вещами, но когда она вернулась, машины и патефона не было. Она стала в панике искать пропажу и вдруг услышала где-то на задворках за вокзалом знакомую мелодию – это была единственная заезженная пластинка на ее патефоне. Она побежала на звук, нашла пропажу, и в итоге ей удалось вернуть украденные вещи. Благодаря этому, добравшись до дома, она смогла и дальше работать и зарабатывать деньги, чтобы вырастить своих братьев. Так швейная машинка спасла жизни целой семьи. Оба экспоната – в коллекции музея.
4. История о пуговицах и мужчинах
Если не считать швейных машинок, то пуговицы – любимые экспонаты в коллекции Татьяна Ивановны. Она удивляет посетителей музея необычным фактом: оказывается пуговицы первыми стали носить не женщины, а мужчины! Изобретение облегчало вельможе и воину процесс зачехления оружия – сабли, шпаги, меча. Долгое время привелегией носить пуговицы обладали только состоятельные мужчины. Пуговица считалась украшенияем и символом богатства. Известно, что один испанский вельможа заказал себе сюртук с 17 тысячами (!) пуговиц. Русское же слово «пуговица» происходит от глагола «пугать», поскольку пуговица воспринималась еще и как оберег, отгоняющий силы зла.
5. Петр Первый и пуговица
«Знаете, зачем на руках мужских пиджаков пришивают пуговицы? – спрашивает Татьяна Ивановна. - Они же совершенно бесполезные!» Оказывается, эти бесполезные пуговицы появились первоначально на рукавах солдатских кителей по особому распоряжению императора Петра I. А нужны они были для того… чтобы солдаты, после принятия пищи не утирали рукавами рот!
Ксения ЧУБ, газета «КОНТАКТ!», школа 1259, Москва