Администрация городского округа

Формирование современной городской среды на территории городского округа Семеновский


  Логин: Пароль:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


  Поиск:  


Нашим гостям История и символика Органы власти Документы Услуги Экономика и статистика Избирательная комиссия Социальное обслуживание Прокуратура МЧС и МВД Средства массовой информации English

Бюджет для граждан
Финансовая грамотность

Просмотрено
67364191
страниц сайта c 8 Августа 2006

Электропоезд Семенов-Нижний Новгород

Электропоезд Нижний Новгород-Семенов

Автобусные маршруты




Историко-художественный музей

Семеновский государственный историко-художественный музей.

Семеновский историко-художественный музей (28441 bytes)

   
    Примерно сто лет назад, в центре города Семенова, на небольшой улочке Сластенинской, примыкавшей к Соборной площади, мещанин и торговец щепным товаром Петр Петрович Шарыгин построил для своей семьи красивый двухэтажный особняк из красного кирпича. Стены вызывают восхищение своей необычной кладкой: сверху донизу они выложены затейливым геометрическим узором. Старожилы рассказывали, что для придания кирпичам граней различной формы, в том числе и полукруглой, работала специальная бригада каменотесов.
    Семья Шарыгиных прожила в этом доме недолго: грянула революция 1917 года и особняк перешел в собственность советского государства. В течение 70-ти лет в бывшем купеческом доме располагались различные учреждения: народный дом, детский дом, воинская часть, поликлиника, райком ВЛКСМ и др. В 1980 году этот старинный особняк с прилегающей территорией передали Семеновскому государственному историко-художественному музею.
    Визитной карточкой музея служит часть интерьера купеческого быта второй половины XIX века, которая размещена на первом этаже музея. Экспозиция составлена в основном из подлинных предметов, относящихся к прошлому столетию. Наибольший интерес представляет мебель из ценных пород дерева работы французских и российских мастеров: с инкрустацией, бронзовыми накладками, резьбой.
    Экспонируются различные изделия, украшенные вышивкой бисером, причем выполнены они монахинями Медведевского монастыря, старообрядческих скитов Семеновского уезда.
    "По широкой и доброй земле бежала река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну ее сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в ее низовьях. От правого берега реки до теплых морей и высоких гор простирались владения грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-березовый край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами. А жил на ней мастер-умелец по кленовой и березовой ложке Семен Ложкарь по прозвищу. С ним в соседях вокруг мордва, мещера да мурома, звероловы да хлеборобы русские, что с правого берега от ярма и неволи сюда попрятались.
    Жил Семен Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой, со своей Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья".
    Так красиво и поэтично звучит одна из легенд писателя-сказочника С.В. Афоньшина о заселении Керженского края, а чтобы узнать подробнее историю земли Семеновской, нужно побывать в замечательном нашем музее, пройтись по его залам.
    Очень интересна экспозиция первого зала "История и быт Семеновского уезда в дореволюционный период", центральное место в которой занимают материалы о расколе.
    В середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче крепостничество усилилось, что вызывало протест, недовольство народных масс, восстания. Недовольство вызывали и реформы патриарха Никона, который пересмотрел церковные книги и обряды. Эти нововведения часть верующих - старообрядцы, не признавали, что в конечном счете привело к расколу православной церкви. Старообрядцы или раскольники подвергались преследованиям со стороны властей и Никона и вынуждены были бежать вглубь России. В конце XVII - начале XVIII века село Семеново и керженские леса с их "тишью, безмолвием и покоем" становятся для них приютом. Уже в 1657 году появился первый раскольничий скит "Старый Керженец" близ современной деревни Ларионово, а в конце XVII столетия их насчитывалось уже 94. Население Семеновского уезда увеличилось в 3 раза за счет притока старообрядцев.
    Экспозиция широко отражает жизнь и быт старообрядничества. Здесь на фото - типы раскольников: уставщицы Оленевского скита, монахи Керженского монастыря; культовые постройки - внутренний вид молельни Комаровского скита и могила игуменьи Манефы. Рядом на стене вериги - орудия самоистязания религиозных фанатиков, носившие их на голом теле с целью умерщвления плоти, очищения себя от скверны. Как отголосок борьбы с расколом на Керженце, сохранилась грамота Нижегородского архиепископа Питирима о назначении монахини Софьи игуменьей Троицкого монастыря, который был им основан на месте старообрядческого скита. 1 октября 1719 года Питирим собирает всех скитских старцев в село Пафнутово для диспута, пытаясь обратить их в новую веру. В честь этого диспута в 1861 году была отлита доска-рапида (на подиуме).
    В уголке для моления представлены иконы; аналой, покрытый пеленой, которая расшита серебряными и золотыми нитями; старинная певчая тетрадь с крюковыми нотами для одноголосного пения; женская одежда, в которой молились. Рядом стоит голбец или часовенка, которые и сегодня еще можно увидеть на старообрядческих кладбищах вместо креста.
    На новых землях, чтобы выжить, староверы были вынуждены заняться земледелием и ремеслами. Они вышивали бисером и стеклярусом оклады и иконы, картины и другие бытовые предметы, занимались иконописью, переписывали книги, изготавливали кожаные четки - лестовки для моления. Кстати, последний промысел был единственным для всей Российской империи, а часть лестовок шла за границу - в Австрию и Турцию.
    Лестовка - это то же, что монашеские четки, выполненные в виде петли с кожаной основой, по которой расположены рядом друг к другу валики - десятками (9 мелких и 10-й крупный). Оба конца ременной (кожаной) основы соединены вместе, на месте соединения пришиты 4 лопасти треугольной формы. Каждая лопасть имеет символическое значение.
    Лестовка, со слов старожилов города, происходит от слова "лестница", т.е. подниматься по ступеням в молитвах до Бога. Четыре "лопастки" - четыре евангелиста-пророка: Марк, Лука, Исайя, Матфей. Обшивка вокруг "лопасток" обозначает евангельское учение. Внутри "лопасток" 7 колечек, обозначающих 7 тайн господских. 6 маленьких ступенек и 3 больших обозначают 9 архангельских чинов. 12 ступенек - это 12 апостолов пророков. 40 ступенек плюс 2 больших - 40 недель ходил Иисус в утробе матери. 33 ступеньки - 33 года ходил Иисус с учениками по земле. 17 ступенек - 17 учений господских.
    Выделкой лестовок в Семенове занималось небольшое количество семей, всего 10-15, не более, труд оставался чисто кустарным. Основным материалом для изготовления лестовок служила кожа местной выработки "юфтя", а на валики шла обыкновенная бумага. Украшением служили различные вышивки, начиная от разноцветной пряжи, бисера и кончая золотом. Интересно, что назначение лестовок самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у брачующихся в руках обязательно должны быть четки, при этом использовались самые красивые и дорогие. Многие раскольники подавали лестовки вместе с разной милостыней - деньгами, хлебом, вещами и т.п. Старцы скитов с ними обычно не расставались ни на минуту, лестовки им служили и орудием наказания 'белиц" вместо плеток. Существовали также траурные четки. Весь кустарный лестовочный промысел в г. Семенове поддерживал купец-благотворитель Николай Александрович Бугров. Он скупал их в большом количестве и раздавал всем последователям "его веры", т.е. беглопоповцам. Часть лестовок расходилась на месте по купцам-благотворителям, часть продавалась в Нижнем, в Городце и на Нижегородской ярмарке.
    Если говорить о времени возникновения лестовочного промысла, то он, несомненно, появился вместе с появлением раскола в 1667 году, а может быть и ранее, так как потребность в лестовках явилась только у раскольников при совершении молитв.
    Применяя сложную технику вышивки – “белую строчку”, ониобвязывали полотенца, постельные принадлежности (подзоры, наволочки, покрывала), женские рубахи и т.д. Об этом рассказывают витрины и стенды экспозиции и временных выставок музея. С приходом старообрядцев в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали свои валенки в 1851 году на Всемирную выставку в Лондоне.
    Одним из главных занятий раскольников было изготовление деревянной посуды, ложек с символическим черенком – двуперстным знамением. Именно со старообрядчеством связано возникновение хохломского искусства росписи по дереву, особенностью которой является получение золотистого цвета без применения золота.
    В одной из витрин – фото Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского), который жил в Семенове и уезде в 1825-1829 годах в семье земского заседателя и бывал позднее здесь по делам раскола, будучи чиновником Министерства внутренних дел по особым поручениям. Личные впечатления и наблюдения о жизни старообрядцев описаны им в романах “В лесах” и “На горах” и в очерках по истории раскольничества.
    До революции 1917 года в городе Семенове было единственное предприятие – чугуно-литейный завод купцов Рекшинских, который выпускал весовые коромысла, печные дверцы, задвижки, утюги, сковороды, котлы и другие чугунные изделия высокого качества. С весовыми гирями завод вышел на общероссийский рынок.
    На одном из стендов – план застройки города 1779 года, выполненный по рисунку Милотворского И.А. Город имел форму правильного квадрата и занимал в длину и ширину всего по версте с пятью площадями. Улицы прямые, широкие, параллельные, диагональные и сходятся в площадях. Такая застройка осуществлялась по Указу Екатерины II и сохраняется до сих пор. Именно поэтому город Семенов решением правительства от 1990 года включен в Список исторических мест России как памятник градостроительства XVIII века.
    Исторический зал предлагает к осмотру посетителей много и других интересных экспонатов: орудия труда и предметы быта, одежду крестьян и мещан, большую коллекцию изделий семеновских кузнецов, славившихся своим мастерством, старинные карты – схемы, деньги, книги, фото, документы, макеты, мебель, посуда и т.п. – всего свыше 500 экспонатов и продолжает пополняться за счет поступлений от населения Семеновского района.
    Город Семенов – крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. Уже в XVII веке здесь были сосредоточены токарный, ложкарный, игрушечный промыслы.
    В 1934 году в городе был создан музей кустарно-художественных промыслов. Его организатор – Г.П. Матвеев длительное время собирал и хранил уникальные произведения народных умельцев, которые стали первыми экспонатами музея. И сегодня они бережно хранятся в Семеновском историко-художественном музее, который отобрал на свои стенды лучшие изделия местных мастеров прошлых и нынешних времен.
    Первая экспозиция, которая обращает на себя внимание в зале “Резьба” – это богатая, разнообразная коллекция деревянных ложек. Здесь воочию можно убедиться, что недаром с незапамятных времен город Семенов называли “ложкарной столицей”. Едва ли не вся Россия ела семеновскими ложками. В витрине – ложки разных форм и размеров, каждая имеет свое назначение и название: хохлатка, троицкая, серебрушка, шведская, еврейская, турецкая, горчичная, полубасская, сибирка, сливочная… В этом обилии можно заметить, что есть ложки белые, некрашеные, есть ложки, крапленые легким узором, а есть и лакированные, золотистые, хохломские. Здесь вы узнаете историю развития ложкарного промысла. На одном из стендов можно наглядно проследить весь процесс изготовления ложки и представить, как в умелых руках мастера обыкновенная “баклуша” за 20 минут превращается в готовую ложку. Здесь же представлен и нехитрый инструмент ложкаря, среди них лучковый станок – далекий прародитель токарного. Картина художника Хвощева дает представление о жизни и быте семеновского ложкаря.
    Далее вы узнаете историю возникновения школы художественной обработки дерева. В 1925 году учащиеся этой школы посылают свои изделия в Париж на международную выставку и получают серебряную медаль и диплом II степени.
    В музее представлены высокохудожественные изделия 30-х годов, украшенные мозаикой, которые не требуют ни красок, ни лаков, отличаются долговечностью и могут сотни лет сохранять свежесть и яркость орнамента.
    Следующий раздел экспозиции знакомит с искусством знаменитых в здешних краях резчиков по дереву – Д.Н. Мазина, И.Т. Абрамова, Л.П. Левина. Три имени, три стиля, три пристрастия…
    Л.П. Левин силен в геометрической резьбе, в филигранном орнаменте. Удивляют и восхищают каждого настенные панно – тарелки с кружевной изящной резьбой, резные панно по мотивам картины В.М. Васнецова “Гусляры”. Вы не сможете также не обратить внимания на точно и чисто выполненную таблицу технологического процесса геометрической резьбы по дереву, которая была предназначена автором для своих учеников в Семеновской профтехшколе.
    Несколько барельефных картин и портретов Д.Н. Мазина выдают его интерес к человеческим характерам, к передаче динамики и острых столкновений. Это “Битва на Чудском озере”, “Пир царя Салтана”, портреты К.А. Тимирязева, А.М. Горького. Массивная рама к портрету А.М. Горького – сама по себе удивительно тонкое и ценное произведение искусства. Если вы внимательно присмотритесь к ней, то в штрихах резного узора увидите знакомые образы горьковских повестей и рассказов.
    У И.Т. Абрамова особый интерес к деревянной скульптуре. Его керженский старичок встречает вас у входа на второй этаж музея. Сам большой любитель природы, мастер изображает в деревянной скульптуре животных, птиц, сцены охоты.
    Здесь, в этом же зале – многое от русской сказки, от фольклора. Причудливые переплетения древесных корней напоминают фантастических птиц и животных. Все это, словно часть глухих и синих семеновских лесов, где под корнями сосен петляет омутистый Керженец. Здесь каждому посетителю знакомо состояние душевного очищения и взлета, как бывает всякий раз при соприкосновении с искусством, гармонией, хорошим вкусом.
    Познакомившись с экспозицией зала “Резьба”, вы попадаете в “игрушечное царство”. Самая старинная игрушка, представленная в музее – “федосеевская”. Семеновское село Федосеево некогда на всю Россию славилось своими игрушками, сработанными исключительно при помощи ножа, топора и фантазии автора. Мастера-умельцы – З.Р. Кокурин, С.В. Егоров, А.С. Логинов облюбовали свой тип “баляс” (так называют здесь игрушки) – ярко-канареечные, украшенные пятнами красного фуксина и зеленого крона. У такой игрушки есть то, что всегда привлекало к ней детей: праздничность окраски и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. А люди старшего поколения вспомнят, как когда-то в детстве их притягивало к этой пестроте и затейливым выдумкам.
    В одной из витрин – изделия талантливого игрушечника Л.В. Котикова, автора занимательных потешек “с секретом”. Его игрушки могут танцевать, кружиться и стучать, вызывая восторг и удивление у детей.
    Другой тип игрушек, представленный в экспозиции, был распространен в деревнях Взвоз, Мериново, Хомутово и других. Это токарная игрушка – самоварчики, шаря, погремушки и т.п.
    Здесь же можно увидеть и популярные во всем мире изделия – яркие матрешки в русских сарафанах и платках. Своеобразие и прелесть их в том, что многоместные матрешки состоят из 10, 18, 40 и 50 кукол, вставленных одна в другую. Чтобы сделать такую матрешку, надо обладать особым мастерством и большим опытом. Многоместные матрешки очень тонки, их стенки не толще яичной скорлупы. Роспись на них самобытна, неповторима, цветы неожиданны.
    Сегодня мастера семеновской игрушки в своих новых работах не только продолжают традиции старых мастеров, но и разрабатывают новые яркие образы. В нашем музее можно увидеть несколько вариантов матрешки. Это – “Русская красавица” и “Русский молодец”, “Барин и барыня”, сувенир “Семья” и другие, а также столярные игрушки – занимательные образы животных и птиц.
    Гордостью музея и главным его богатством являются обширные и уникальные коллекции изделий с хохломской росписью. Золотые узоры, вобравшие в себя всю красоту земли русской, восхищают каждого, кому довелось познакомиться с этим видом народного промысла, возникшего еще в XVII веке в заволжских лесах вокруг торгового села Хохлома. Экспозиции зала, где представлена знаменитая семеновская хохлома, раскрывают историю ее развития.
    Тускло мерцает в стеклянных витринах потемневшее от времени золото чашек и поставков, которые в прошлом столетии были принадлежностью повседневного крестьянского обихода. А рядом сияют свежим лаком и радуют глаз фантастическими цветочными узорами изделия современных мастеров.
    Истоки искусства хохломы уходят в далекое прошлое, а зарождалось оно в поселениях раскольников, среди которых было немало “богомазов”. По данным исследований искусствоведа Т. Емельяновой, хохлома имеет связь с иконописью. От нее роспись унаследовала не только некоторые технологические приемы, но и колорит местных икон, в котором преобладают теплые тона, сочетающиеся с золотым фоном. Часто в старинных иконах местного письма встречаются и мотивы орнамента, напоминающие хохломские. Так, в музее представлен киот периода XIX века, украшенный орнаментом с элементами хохломской росписи, который бытовал в Комаровском скиту Семеновского уезда.
    Предположения ученых о том, что технология хохломской окраски формировалась под влиянием иконописного ремесла, подтверждают легенду, которую рассказывают заволжские старожилы о раскольнике-богомазе, умевшим делать чудесные золотые чаши из дерева.
    В настоящее время на объединении “Хохломская роспись” существует иконописная мастерская, где пишутся иконы с соблюдением современной хохломской технологии.
    Уже ко второй половине XIX века ассортимент хохломских изделий отличался большим разнообразием, сложилась технология окраски, были разработаны основные типы орнамента. Свидетельство тому – экспонаты, представленные в первой витрине зала. Это тарелки, чаши, миски, вазы, ковши-скобкари, киот для иконы. И здесь мы можем убедиться, что в те времена, как и сейчас, излюбленным мотивом в росписи у мастеров была традиционная “травка” – вьющаяся ветвь на золоченом фоне. Позднее появилось множество других видов в росписи, которые можно рассмотреть на изделиях, дышащих стариной. Среди них – необычные, не похожие на хохлому, например, “славянская вязь”, взятая из древнерусских книг. Но это все лишь эксперименты. И только благодаря Г.П. Матвееву – организатору школы по художественной обработке дерева в городе Семенове, впервые здесь была создана база для развития настоящего хохломского искусства.
    В следующей витрине – работы известных ковернинских мастеров, ведь именно они знали старую роспись и могли научить этому искусству молодежь.
    Не случайно название артели, организованной в 1931 году – “Экспорт”. Семеновская деревянная посуда с чудесной “позолотой” становится известной далеко за пределами России. Художник П.П. Кончаловский посвятил две свои работы семеновским мастерам. Это картина “Художницы за работой” и портрет мастера – ковшечника А.Е. Ершова. Эти работы можно увидеть в нашем музее.
    В витринах – разнообразные хохломские наборы. Буйство золотого, красного и черного создают нам праздничное настроение. Здесь представлены работы художников – настоящих виртуозов хохломского искусства, в совершенстве владеющих всеми его секретами. Среди них – лауреат Государственной премии России имени И.Е. Репина – З.Ф. Киева, заслуженные художники России – Е.Н. Доспалова, Н.И. Иванова, Н.П. Сальникова. В экспозиции – столовые наборы для ухи, кваса, окрошки, пельменей, компота, ягод, праздничные ковши-скобкари для меда, кваса и других традиционных русских угощений.
    Растущая популярность хохломских изделий объясняется сочетанием практичности, удобства их применения в быту с оригинальностью традиционных форм и высокими художественными достоинствами уникальной ручной росписи. Внимательно присмотревшись к изделиям, вы можете убедиться, что у каждого автора свой излюбленный мотив: Е.Н. Доспалова предпочитает эффектное фоновое письмо, у Н.И. Ивановой роспись отличается поэтичностью, Т.А. Белянцева – мастер-виртуоз верхового письма, а Н.И. Чикалова-Денисова славилась среди “травниц”; ведь именно она расписала первый хохломской набор крупной травкой в 1964 году, который представлен в одной из витрин.
    В этом зале также ваше внимание привлекут работы художников экспериментальной лаборатории объединения “Хохломская роспись” – изделия, предназначенные для украшения интерьера или для памятного подарка к знаменательной дате: это крупной формы декоративная ваза к 200-летию города Семенова, сувенирная 115 сантиметровая деревянная ложка для победителей хоккейного турнира и другие.
    Удачной находкой явились изготовленные мастерами комплекты женских украшений: яркие расписные деревянные бусы, броши, браслеты.
    Немало труда, терпения и сноровки, а также истинного вдохновения требуется от мастеров разных специальностей, чтобы состоялось чудо: из обыкновенного куска дерева родилось произведение искусства.
    … Семеновская жар-птица облетела весь мир. Сколько наград, медалей, дипломов увезли хохломские мастера с международных выставок и ярмарок. Экспозиции отдела художественных промыслов на ярких, красочных, своеобразных экспонатах показывают богатство талантов наших самобытных народных художников.



Слово о поэте

“Усталость тихая, вечерняя,

Зовет из гула голосов,

В Нижегородскую губернию

И в синь семеновских лесов”.

Ну что еще может так всецело захватить любовью к родному краю, как не эти заповедные и знакомые многим из нас с юных лет строчки? А ведь есть еще немало лирических шедевров поэта, без которых трудно представить всю красоту и неповторимость нашего керженского края. “Семеновский соловей”, так любовно называют поэта Бориса Корнилова, слава которого давно перешагнула за пределы лесного Заволжья. Но нам, жителям Семенова, память о нем особенно дорога.
    Стоит на улице Ванеева красивое двухэтажное здание, бывший купеческий особняк. Дом этот исторически связан с именем Б. Корнилова.
    В 20-е годы здесь располагался коммунистический клуб и именно здесь поэт начал писать свои первые “ершистые и будоражащие всех стихи”, помещая их в сатирическом журнале “Ложкой по лбу” и газете “ Комса”. А разглядел талант будущего поэта известный нижегородский литератор, корреспондент губернской газеты “Молодая рать” Павел Штатнов, который и вывел его на большую дорогу поэзии.
    29 июля 1982 года к 75-летию со дня рождения Бориса Корнилова по инициативе общественности города и благодаря многим и многим энтузиастам в здании нынешнего музея был открыт литературный отдел, посвященный жизни и творчеству поэта-земляка. Материалы двух залов рассказывают и семеновском и ленинградском периодах его жизни. На стендах и в витринах – сборники стихов поэта, в том числе и редкие прижизненные издания, фотографии, автографы, личные вещи, а также ксерокопии рукописей стихов из Пушкинского дома-музея.
    Нелегкую эстафету новой жизни принял Корнилов и его друзья-комсомольцы в те тяжелые 20-е годы, но поэт любил свое поколение, оно всегда было для него прекрасным и сильным. Все, чем жил тогда комсомол, страна – отражалось в стихах поэта. “На моря”, “Интернационал”, “Тройка”, “Айда, голубарь, пошевеливай” и многие другие были написаны в те годы. В 1928 году вышел первый сборник стихов поэта “Молодость”, в который вошли 23 стихотворения. Посвящен сборник Ольге Берггольц, бывшей жене Бориса Корнилова. В витрине, посвященной прижизненным изданиям поэта, можно увидеть этот сборник, а также и другие издания, всего – 10 экспонатов.
    Борис Корнилов был комсомольским поэтом. Его известная поэма о подвиге героев-комсомольцев Украины “Триполье” – едва ли не самое лучшее из того, что сказано в советской поэзии о юных героях революции. В 1934 году вышла в свет его вторая, знаменитая поэма “Моя Африка”, высокую оценку которой дал великий французский писатель Ромен Роллан в своей статье “Европейский дух”. Это поэма о первой любви, о Петрограде военных лет, о гражданской войне, о высоком чувстве долга. На 1-ом Всероссийском съезде писателей Борис Корнилов был признан одним из самых талантливых молодых поэтов.
    Большой ценностью и украшением зала, рассказывающего о семеновском периоде жизни поэта, является интерьер комнаты дома Корниловых, экспонаты для которой были подарены сестрой Александрой Петровной. Благодаря подлинным вещам, воспроизведена обстановка тех далеких 20-х годов, когда Борис с родителями и сестрами жил в Семенове. В экспозиции вы увидите незатейливые часы-ходики на стене, самодельные резные шашки, в которые играл поэт с отцом, стол с пузатым самоваром, за которым любила чаевничать по вечерам семья Корниловых, и даже березовый туесок, в котором Таисия Михайловна, мать поэта, посылала сыну посылки в Ленинград.
    Переходя в “ленинградский зал”, мы слышим негромкую мелодию всем известной, особенно популярной в 30-е годы “Песни о встречном”. Может быть, не все знали, что слова этой песни написаны поэтом Борисом Корниловым, нашим земляком. В 1932 году она впервые прозвучала в фильме “Встречный”. Стихи положены на музыку известным композитором Д.Д. Шостаковичем. В 1945 году, в далеком Сан-Франциско, на международной конференции, посвященной образованию Организации Объединенных Наций, песня стала гимном ООН.
    В этом зале вы услышите рассказ о последних годах жизни поэта, его трагической гибели, ознакомитесь с документами следственного дела и обвинительного заключения, материалами о реабилитации, большой вклад в дело которой внесла поэтесса О. Берггольц. В витрине – стихи поэта “Прадед”, “Чаепитие”, “Елка”, которые в обвинительном деле были признаны “антисоветскими”. Двадцать лет поэзия Бориса Корнилова находилась под запретом и лишь в 1957 году его имя к нам вернулось. Следующий стенд экспозиции предлагает вам посмотреть посмертные издания поэта. Они вобрали в себя его лучшие стихи, такие как “Соловьиха”, “Продолжение жизни”, “Вечер”, “Ожидание”, “Качка на Каспийском море”, “На Керженце”, детская сказка “Как от меда у медведя зубы начали болеть” и многие другие. Всего выставлено в экспозиции – 24 издания.
    Лесной баловень Керженец, глубокие омута с “лиловым отливом, староверческие, потемневшие от времени бревенчатые часовенки. Неоглядный простор лугов с тихими речными заводями, где “шиповники все в розанах стоят”. Край соловьиных песен. Об этих удивительный местах рассказывают стихи Бориса Корнилова.
    Любители и почитатели таланта поэта: О. Берггольц, М. Бернович, А. Урбан, М. Колосов, М. Луконин, Я. Смеляков и многие другие оказали неоценимую помощь музею, подарив ценные экспонаты. И сейчас музею – 15 лет. За это время его посетили десятки тысяч экскурсантов со всей России и других стран, оставляя в книге отзывов много теплых слов.
    До обидного мало прожил Борис Корнилов – чуть больше 30-ти. Не успел он совершить всего того, что мог бы совершить. Но и тем, что он успел сделать, он остался и в поэзии, и в наших сердцах. Сбылись его пророческие слова:

Ты не уйдешь, моя сосновая,

Моя любимая страна.

Когда-нибудь, но буду снова я,

Бросать на землю семена.

    Все дальше и дальше отдаляются от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Все меньше остается в строю участников войны, которые уходят порой незаметно. А ведь именно им мы обязаны своей жизнью. В память о них в нашем музее создана экспозиция “Семеновцы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”. Ценность этого зала в том, что все экспонаты – подлинные, прошедшие через горнило войны, пропахшие гарью и порохом. На стендах и в витринах вы увидите самые разные материалы, касающиеся военной поры: письма, награды, личные вещи, материалы о детских домах, располагавшихся в нашем городе в годы войны, о земляках-партизанах, участниках сопротивления, работниках тыла и другие. О каждом из экспонатов вы услышите интересный рассказ экскурсовода.
    30 тысяч защитников Родины дал фронту Семеновский район. 7 тысяч из них погибли. Пять наших земляков были удостоены высокого звания “Герой Советского Союза”, три человека – полные кавалеры ордена Славы, самой почетной солдатской награды.
    Советские люди боролись за свободу не только на фронте, в тылу, но и за колючей проволокой. В экспозиции имеется стенд, который заслуживает особого внимания. Его материалы рассказывают об узниках лагеря Бухенвальд. 56 тысяч жизней унес он, и лишь немногие остались в живых. Один героический эпизод из жизни Бухенвальда: 11 апреля 1945 года в лагере произошло восстание узников, в результате которого более 20 тысяч человек освободило себя. В восстании участвовало несколько отрядов, состоящих из заключенных разных национальностей. Русским отрядом командовал Иван Иванович Смирнов, подполковник, кадровый военный, а также наш земляк – семеновец Вениамин Михайлович Щелоков, совсем молодой парень, сумевший во время восстания захватить весь немецкий автопарк. Два героя, оставшиеся в живых и встретившиеся после окончания войны в Семенове. И.И. Смирнов так и остался жить в нашем городе вместе с семьей, которая в годы войны была сюда эвакуирована. В витрине, рядом с документами и фотографиями находится экспонат, которым музей особенно дорожит. Это книга “Бухенвальдский набат”, написанная Смирновым И.И. уже после войны, в 1966 году, в Семенове и издана Волго-Вятским книжным издательством.
    Один из интересных стендов рассказывает о самобытном, талантливом человеке, нашем земляке, также прошедшем военными дорогами – Сергее Васильевиче Афоньшине, который после войны занялся писательской работой и прославил наш край своими сказами и сказками.
    Все экспонаты для военной экспозиции были подарены музею местными жителями, сохраняя тем самым память о людях, отдавших свои жизни во имя нашей. Открытие зала было приурочено к юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
    Регулярно в музее проводятся тематические выставки, выставки и экспозиции, посвященные отдельным знаменательным датам из жизни города или людей, его прославивших.
proezdm.GIF (31173 bytes)


Музей с радостью и вниманием встретит каждого. Ждем Вас!



Семеновский государственный историко-художественный музей
Наш адрес: 606600, г. Семенов, Нижегородской области,ул. Ванеева, дом 5А
тел. (831-62) 5-19-30 – директор музея
(831-62) 5-27-61 – экскурсионный отдел

Фото Песков А.Г.
Отчёт главы администрации Носкова Н.Ф.
Отчёт главы администрации Носкова Н.Ф.
Обратиться в администрацию
Права человека Противодействие коррупции (архив до 24.06.2022 года) Противодействие коррупции Развитие конкуренции Оценка регулирующего воздействия


Телефонный справочник

· Главная
· Ваш аккаунт
· Архив новостей
· Обратная связь
· Статистика
· Добавить новость

Инвестиции

Каким должен быть рабочий день у предприятий торговли (без учета торговых сетей) в выходные дни?

Как сейчас, с 09:00 до 14:00
Хотелось бы продлить рабочий день до 17:00
Свой вариант (пишите в комментариях)



Результаты
Другие опросы

Ответов: 308
Комментариев: 0

Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.



Яндекс.Метрика Rambler's Top100

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Все логотипы и торговые марки на данном сайте являются собственностью его владельцев. Полное, либо частичное копирование материалов разрешено только по согласованию с администрацией сайта. При публикации материалов ссылка на данный сайт обязательна. © 2006.


Открытие страницы: 0.09 секунды
The Russian localization - project PhpNuke.RU