Историко-художественный музей
Семеновский
государственный историко-художественный музей.
Примерно сто лет назад, в центре города
Семенова, на небольшой улочке Сластенинской,
примыкавшей к Соборной площади, мещанин и
торговец щепным товаром Петр Петрович Шарыгин
построил для своей семьи красивый двухэтажный
особняк из красного кирпича. Стены вызывают
восхищение своей необычной кладкой: сверху
донизу они выложены затейливым геометрическим
узором. Старожилы рассказывали, что для придания
кирпичам граней различной формы, в том числе и
полукруглой, работала специальная бригада
каменотесов.
Семья Шарыгиных прожила в этом доме
недолго: грянула революция 1917 года и особняк
перешел в собственность советского государства.
В течение 70-ти лет в бывшем купеческом доме
располагались различные учреждения: народный
дом, детский дом, воинская часть, поликлиника,
райком ВЛКСМ и др. В 1980 году этот старинный
особняк с прилегающей территорией передали
Семеновскому государственному
историко-художественному музею.
Визитной карточкой музея служит часть
интерьера купеческого быта второй половины XIX
века, которая размещена на первом этаже музея.
Экспозиция составлена в основном из подлинных
предметов, относящихся к прошлому столетию.
Наибольший интерес представляет мебель из
ценных пород дерева работы французских и
российских мастеров: с инкрустацией, бронзовыми
накладками, резьбой.
Экспонируются различные изделия,
украшенные вышивкой бисером, причем выполнены
они монахинями Медведевского монастыря,
старообрядческих скитов Семеновского уезда.
"По широкой и доброй земле бежала
река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по
одну ее сторону, не знали обычаев населения
другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не
ведали, какие народы населяют земли в ее
низовьях. От правого берега реки до теплых морей
и высоких гор простирались владения грозного
царя, его бояр и опричников, а на другом берегу
был сосново-березовый край, ничейная и свободная
земля под дремучими лесами. А жил на ней
мастер-умелец по кленовой и березовой ложке
Семен Ложкарь по прозвищу. С ним в соседях вокруг
мордва, мещера да мурома, звероловы да хлеборобы
русские, что с правого берега от ярма и неволи
сюда попрятались.
Жил Семен Ложкарь в просторной черной
избе над дикой лесной речкой Санахтой, со своей
Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они
делать ложки кленовые и березовые на все стороны,
да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с
квасом, горох и кисель без масла и приправы
хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава
по лесам, городам и весям Поволжья".
Так красиво и поэтично звучит одна из
легенд писателя-сказочника С.В. Афоньшина о
заселении Керженского края, а чтобы узнать
подробнее историю земли Семеновской, нужно
побывать в замечательном нашем музее, пройтись
по его залам.
Очень интересна экспозиция первого
зала "История и быт Семеновского уезда в
дореволюционный период", центральное место в
которой занимают материалы о расколе.
В середине XVII века, при царе Алексее
Михайловиче крепостничество усилилось, что
вызывало протест, недовольство народных масс,
восстания. Недовольство вызывали и реформы
патриарха Никона, который пересмотрел церковные
книги и обряды. Эти нововведения часть верующих -
старообрядцы, не признавали, что в конечном счете
привело к расколу православной церкви.
Старообрядцы или раскольники подвергались
преследованиям со стороны властей и Никона и
вынуждены были бежать вглубь России. В конце XVII -
начале XVIII века село Семеново и керженские леса с
их "тишью, безмолвием и покоем" становятся
для них приютом. Уже в 1657 году появился первый
раскольничий скит "Старый Керженец" близ
современной деревни Ларионово, а в конце XVII
столетия их насчитывалось уже 94. Население
Семеновского уезда увеличилось в 3 раза за счет
притока старообрядцев.
Экспозиция широко отражает жизнь и быт
старообрядничества. Здесь на фото - типы
раскольников: уставщицы Оленевского скита,
монахи Керженского монастыря; культовые
постройки - внутренний вид молельни Комаровского
скита и могила игуменьи Манефы. Рядом на стене
вериги - орудия самоистязания религиозных
фанатиков, носившие их на голом теле с целью
умерщвления плоти, очищения себя от скверны. Как
отголосок борьбы с расколом на Керженце,
сохранилась грамота Нижегородского
архиепископа Питирима о назначении монахини
Софьи игуменьей Троицкого монастыря, который был
им основан на месте старообрядческого скита. 1
октября 1719 года Питирим собирает всех скитских
старцев в село Пафнутово для диспута, пытаясь
обратить их в новую веру. В честь этого диспута в
1861 году была отлита доска-рапида (на подиуме).
В уголке для моления представлены
иконы; аналой, покрытый пеленой, которая расшита
серебряными и золотыми нитями; старинная певчая
тетрадь с крюковыми нотами для одноголосного
пения; женская одежда, в которой молились. Рядом
стоит голбец или часовенка, которые и сегодня еще
можно увидеть на старообрядческих кладбищах
вместо креста.
На новых землях, чтобы выжить,
староверы были вынуждены заняться земледелием и
ремеслами. Они вышивали бисером и стеклярусом
оклады и иконы, картины и другие бытовые
предметы, занимались иконописью, переписывали
книги, изготавливали кожаные четки - лестовки для
моления. Кстати, последний промысел был
единственным для всей Российской империи, а
часть лестовок шла за границу - в Австрию и
Турцию.
Лестовка - это то же, что монашеские
четки, выполненные в виде петли с кожаной
основой, по которой расположены рядом друг к
другу валики - десятками (9 мелких и 10-й крупный).
Оба конца ременной (кожаной) основы соединены
вместе, на месте соединения пришиты 4 лопасти
треугольной формы. Каждая лопасть имеет
символическое значение.
Лестовка, со слов старожилов города,
происходит от слова "лестница", т.е.
подниматься по ступеням в молитвах до Бога.
Четыре "лопастки" - четыре
евангелиста-пророка: Марк, Лука, Исайя, Матфей.
Обшивка вокруг "лопасток" обозначает
евангельское учение. Внутри "лопасток" 7
колечек, обозначающих 7 тайн господских. 6
маленьких ступенек и 3 больших обозначают 9
архангельских чинов. 12 ступенек - это 12 апостолов
пророков. 40 ступенек плюс 2 больших - 40 недель
ходил Иисус в утробе матери. 33 ступеньки - 33 года
ходил Иисус с учениками по земле. 17 ступенек - 17
учений господских.
Выделкой лестовок в Семенове
занималось небольшое количество семей, всего 10-15,
не более, труд оставался чисто кустарным.
Основным материалом для изготовления лестовок
служила кожа местной выработки "юфтя", а на
валики шла обыкновенная бумага. Украшением
служили различные вышивки, начиная от
разноцветной пряжи, бисера и кончая золотом.
Интересно, что назначение лестовок самое
разнообразное. Ими пользовались не только при
чтении молитв. Например, при венчании у
брачующихся в руках обязательно должны быть
четки, при этом использовались самые красивые и
дорогие. Многие раскольники подавали лестовки
вместе с разной милостыней - деньгами, хлебом,
вещами и т.п. Старцы скитов с ними обычно не
расставались ни на минуту, лестовки им служили и
орудием наказания 'белиц" вместо плеток.
Существовали также траурные четки. Весь
кустарный лестовочный промысел в г. Семенове
поддерживал купец-благотворитель Николай
Александрович Бугров. Он скупал их в большом
количестве и раздавал всем последователям
"его веры", т.е. беглопоповцам. Часть
лестовок расходилась на месте по
купцам-благотворителям, часть продавалась в
Нижнем, в Городце и на Нижегородской ярмарке.
Если говорить о времени возникновения
лестовочного промысла, то он, несомненно,
появился вместе с появлением раскола в 1667 году, а
может быть и ранее, так как потребность в
лестовках явилась только у раскольников при
совершении молитв.
Применяя сложную технику вышивки –
“белую строчку”, ониобвязывали полотенца,
постельные принадлежности (подзоры, наволочки,
покрывала), женские рубахи и т.д. Об этом
рассказывают витрины и стенды экспозиции и
временных выставок музея. С приходом
старообрядцев в уезде возник и достиг большого
развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие
семеновские мастера посылали свои валенки в 1851
году на Всемирную выставку в Лондоне.
Одним из главных занятий раскольников
было изготовление деревянной посуды, ложек с
символическим черенком – двуперстным знамением.
Именно со старообрядчеством связано
возникновение хохломского искусства росписи по
дереву, особенностью которой является получение
золотистого цвета без применения золота.
В одной из витрин – фото Павла
Ивановича Мельникова (Андрея Печерского),
который жил в Семенове и уезде в 1825-1829 годах в
семье земского заседателя и бывал позднее здесь
по делам раскола, будучи чиновником Министерства
внутренних дел по особым поручениям. Личные
впечатления и наблюдения о жизни старообрядцев
описаны им в романах “В лесах” и “На горах” и в
очерках по истории раскольничества.
До революции 1917 года в городе Семенове
было единственное предприятие – чугуно-литейный
завод купцов Рекшинских, который выпускал
весовые коромысла, печные дверцы, задвижки,
утюги, сковороды, котлы и другие чугунные изделия
высокого качества. С весовыми гирями завод вышел
на общероссийский рынок.
На одном из стендов – план застройки
города 1779 года, выполненный по рисунку
Милотворского И.А. Город имел форму правильного
квадрата и занимал в длину и ширину всего по
версте с пятью площадями. Улицы прямые, широкие,
параллельные, диагональные и сходятся в
площадях. Такая застройка осуществлялась по
Указу Екатерины II и сохраняется до сих пор.
Именно поэтому город Семенов решением
правительства от 1990 года включен в Список
исторических мест России как памятник
градостроительства XVIII века.
Исторический зал предлагает к осмотру
посетителей много и других интересных
экспонатов: орудия труда и предметы быта, одежду
крестьян и мещан, большую коллекцию изделий
семеновских кузнецов, славившихся своим
мастерством, старинные карты – схемы, деньги,
книги, фото, документы, макеты, мебель, посуда и
т.п. – всего свыше 500 экспонатов и продолжает
пополняться за счет поступлений от населения
Семеновского района.
Город Семенов – крупнейший старинный
центр художественной обработки дерева. Уже в XVII
веке здесь были сосредоточены токарный,
ложкарный, игрушечный промыслы.
В 1934 году в городе был создан музей
кустарно-художественных промыслов. Его
организатор – Г.П. Матвеев длительное время
собирал и хранил уникальные произведения
народных умельцев, которые стали первыми
экспонатами музея. И сегодня они бережно
хранятся в Семеновском историко-художественном
музее, который отобрал на свои стенды лучшие
изделия местных мастеров прошлых и нынешних
времен.
Первая экспозиция, которая обращает на
себя внимание в зале “Резьба” – это богатая,
разнообразная коллекция деревянных ложек. Здесь
воочию можно убедиться, что недаром с
незапамятных времен город Семенов называли
“ложкарной столицей”. Едва ли не вся Россия ела
семеновскими ложками. В витрине – ложки разных
форм и размеров, каждая имеет свое назначение и
название: хохлатка, троицкая, серебрушка,
шведская, еврейская, турецкая, горчичная,
полубасская, сибирка, сливочная… В этом обилии
можно заметить, что есть ложки белые, некрашеные,
есть ложки, крапленые легким узором, а есть и
лакированные, золотистые, хохломские. Здесь вы
узнаете историю развития ложкарного промысла. На
одном из стендов можно наглядно проследить весь
процесс изготовления ложки и представить, как в
умелых руках мастера обыкновенная “баклуша” за
20 минут превращается в готовую ложку. Здесь же
представлен и нехитрый инструмент ложкаря, среди
них лучковый станок – далекий прародитель
токарного. Картина художника Хвощева дает
представление о жизни и быте семеновского
ложкаря.
Далее вы узнаете историю
возникновения школы художественной обработки
дерева. В 1925 году учащиеся этой школы посылают
свои изделия в Париж на международную выставку и
получают серебряную медаль и диплом II степени.
В музее представлены
высокохудожественные изделия 30-х годов,
украшенные мозаикой, которые не требуют ни
красок, ни лаков, отличаются долговечностью и
могут сотни лет сохранять свежесть и яркость
орнамента.
Следующий раздел экспозиции знакомит
с искусством знаменитых в здешних краях резчиков
по дереву – Д.Н. Мазина, И.Т. Абрамова, Л.П. Левина.
Три имени, три стиля, три пристрастия…
Л.П. Левин силен в геометрической
резьбе, в филигранном орнаменте. Удивляют и
восхищают каждого настенные панно – тарелки с
кружевной изящной резьбой, резные панно по
мотивам картины В.М. Васнецова “Гусляры”. Вы не
сможете также не обратить внимания на точно и
чисто выполненную таблицу технологического
процесса геометрической резьбы по дереву,
которая была предназначена автором для своих
учеников в Семеновской профтехшколе.
Несколько барельефных картин и
портретов Д.Н. Мазина выдают его интерес к
человеческим характерам, к передаче динамики и
острых столкновений. Это “Битва на Чудском
озере”, “Пир царя Салтана”, портреты К.А.
Тимирязева, А.М. Горького. Массивная рама к
портрету А.М. Горького – сама по себе удивительно
тонкое и ценное произведение искусства. Если вы
внимательно присмотритесь к ней, то в штрихах
резного узора увидите знакомые образы
горьковских повестей и рассказов.
У И.Т. Абрамова особый интерес к
деревянной скульптуре. Его керженский старичок
встречает вас у входа на второй этаж музея. Сам
большой любитель природы, мастер изображает в
деревянной скульптуре животных, птиц, сцены
охоты.
Здесь, в этом же зале – многое от
русской сказки, от фольклора. Причудливые
переплетения древесных корней напоминают
фантастических птиц и животных. Все это, словно
часть глухих и синих семеновских лесов, где под
корнями сосен петляет омутистый Керженец. Здесь
каждому посетителю знакомо состояние душевного
очищения и взлета, как бывает всякий раз при
соприкосновении с искусством, гармонией, хорошим
вкусом.
Познакомившись с экспозицией зала
“Резьба”, вы попадаете в “игрушечное царство”.
Самая старинная игрушка, представленная в музее
– “федосеевская”. Семеновское село Федосеево
некогда на всю Россию славилось своими
игрушками, сработанными исключительно при
помощи ножа, топора и фантазии автора.
Мастера-умельцы – З.Р. Кокурин, С.В. Егоров, А.С.
Логинов облюбовали свой тип “баляс” (так
называют здесь игрушки) – ярко-канареечные,
украшенные пятнами красного фуксина и зеленого
крона. У такой игрушки есть то, что всегда
привлекало к ней детей: праздничность окраски и
приближенность ее к быту, к реальным формам
предметов. А люди старшего поколения вспомнят,
как когда-то в детстве их притягивало к этой
пестроте и затейливым выдумкам.
В одной из витрин – изделия
талантливого игрушечника Л.В. Котикова, автора
занимательных потешек “с секретом”. Его игрушки
могут танцевать, кружиться и стучать, вызывая
восторг и удивление у детей.
Другой тип игрушек, представленный в
экспозиции, был распространен в деревнях Взвоз,
Мериново, Хомутово и других. Это токарная игрушка
– самоварчики, шаря, погремушки и т.п.
Здесь же можно увидеть и популярные во
всем мире изделия – яркие матрешки в русских
сарафанах и платках. Своеобразие и прелесть их в
том, что многоместные матрешки состоят из 10, 18, 40 и
50 кукол, вставленных одна в другую. Чтобы сделать
такую матрешку, надо обладать особым мастерством
и большим опытом. Многоместные матрешки очень
тонки, их стенки не толще яичной скорлупы.
Роспись на них самобытна, неповторима, цветы
неожиданны.
Сегодня мастера семеновской игрушки в
своих новых работах не только продолжают
традиции старых мастеров, но и разрабатывают
новые яркие образы. В нашем музее можно увидеть
несколько вариантов матрешки. Это – “Русская
красавица” и “Русский молодец”, “Барин и
барыня”, сувенир “Семья” и другие, а также
столярные игрушки – занимательные образы
животных и птиц.
Гордостью музея и главным его
богатством являются обширные и уникальные
коллекции изделий с хохломской росписью. Золотые
узоры, вобравшие в себя всю красоту земли
русской, восхищают каждого, кому довелось
познакомиться с этим видом народного промысла,
возникшего еще в XVII веке в заволжских лесах
вокруг торгового села Хохлома. Экспозиции зала,
где представлена знаменитая семеновская
хохлома, раскрывают историю ее развития.
Тускло мерцает в стеклянных витринах
потемневшее от времени золото чашек и поставков,
которые в прошлом столетии были принадлежностью
повседневного крестьянского обихода. А рядом
сияют свежим лаком и радуют глаз фантастическими
цветочными узорами изделия современных
мастеров.
Истоки искусства хохломы уходят в
далекое прошлое, а зарождалось оно в поселениях
раскольников, среди которых было немало
“богомазов”. По данным исследований
искусствоведа Т. Емельяновой, хохлома имеет
связь с иконописью. От нее роспись унаследовала
не только некоторые технологические приемы, но и
колорит местных икон, в котором преобладают
теплые тона, сочетающиеся с золотым фоном. Часто
в старинных иконах местного письма встречаются и
мотивы орнамента, напоминающие хохломские. Так, в
музее представлен киот периода XIX века,
украшенный орнаментом с элементами хохломской
росписи, который бытовал в Комаровском скиту
Семеновского уезда.
Предположения ученых о том, что
технология хохломской окраски формировалась под
влиянием иконописного ремесла, подтверждают
легенду, которую рассказывают заволжские
старожилы о раскольнике-богомазе, умевшим делать
чудесные золотые чаши из дерева.
В настоящее время на объединении
“Хохломская роспись” существует иконописная
мастерская, где пишутся иконы с соблюдением
современной хохломской технологии.
Уже ко второй половине XIX века
ассортимент хохломских изделий отличался
большим разнообразием, сложилась технология
окраски, были разработаны основные типы
орнамента. Свидетельство тому – экспонаты,
представленные в первой витрине зала. Это
тарелки, чаши, миски, вазы, ковши-скобкари, киот
для иконы. И здесь мы можем убедиться, что в те
времена, как и сейчас, излюбленным мотивом в
росписи у мастеров была традиционная “травка”
– вьющаяся ветвь на золоченом фоне. Позднее
появилось множество других видов в росписи,
которые можно рассмотреть на изделиях, дышащих
стариной. Среди них – необычные, не похожие на
хохлому, например, “славянская вязь”, взятая из
древнерусских книг. Но это все лишь эксперименты.
И только благодаря Г.П. Матвееву – организатору
школы по художественной обработке дерева в
городе Семенове, впервые здесь была создана база
для развития настоящего хохломского искусства.
В следующей витрине – работы
известных ковернинских мастеров, ведь именно они
знали старую роспись и могли научить этому
искусству молодежь.
Не случайно название артели,
организованной в 1931 году – “Экспорт”.
Семеновская деревянная посуда с чудесной
“позолотой” становится известной далеко за
пределами России. Художник П.П. Кончаловский
посвятил две свои работы семеновским мастерам.
Это картина “Художницы за работой” и портрет
мастера – ковшечника А.Е. Ершова. Эти работы
можно увидеть в нашем музее.
В витринах – разнообразные хохломские
наборы. Буйство золотого, красного и черного
создают нам праздничное настроение. Здесь
представлены работы художников – настоящих
виртуозов хохломского искусства, в совершенстве
владеющих всеми его секретами. Среди них –
лауреат Государственной премии России имени И.Е.
Репина – З.Ф. Киева, заслуженные художники России
– Е.Н. Доспалова, Н.И. Иванова, Н.П. Сальникова. В
экспозиции – столовые наборы для ухи, кваса,
окрошки, пельменей, компота, ягод, праздничные
ковши-скобкари для меда, кваса и других
традиционных русских угощений.
Растущая популярность хохломских
изделий объясняется сочетанием практичности,
удобства их применения в быту с оригинальностью
традиционных форм и высокими художественными
достоинствами уникальной ручной росписи.
Внимательно присмотревшись к изделиям, вы можете
убедиться, что у каждого автора свой излюбленный
мотив: Е.Н. Доспалова предпочитает эффектное
фоновое письмо, у Н.И. Ивановой роспись
отличается поэтичностью, Т.А. Белянцева –
мастер-виртуоз верхового письма, а Н.И.
Чикалова-Денисова славилась среди “травниц”;
ведь именно она расписала первый хохломской
набор крупной травкой в 1964 году, который
представлен в одной из витрин.
В этом зале также ваше внимание
привлекут работы художников экспериментальной
лаборатории объединения “Хохломская роспись”
– изделия, предназначенные для украшения
интерьера или для памятного подарка к
знаменательной дате: это крупной формы
декоративная ваза к 200-летию города Семенова,
сувенирная 115 сантиметровая деревянная ложка для
победителей хоккейного турнира и другие.
Удачной находкой явились
изготовленные мастерами комплекты женских
украшений: яркие расписные деревянные бусы,
броши, браслеты.
Немало труда, терпения и сноровки, а
также истинного вдохновения требуется от
мастеров разных специальностей, чтобы
состоялось чудо: из обыкновенного куска дерева
родилось произведение искусства.
… Семеновская жар-птица облетела весь
мир. Сколько наград, медалей, дипломов увезли
хохломские мастера с международных выставок и
ярмарок. Экспозиции отдела художественных
промыслов на ярких, красочных, своеобразных
экспонатах показывают богатство талантов наших
самобытных народных художников.
Слово о поэте
“Усталость тихая, вечерняя,
Зовет из гула голосов,
В Нижегородскую губернию
И в синь семеновских лесов”. |
Ну что еще может так всецело захватить любовью
к родному краю, как не эти заповедные и знакомые
многим из нас с юных лет строчки? А ведь есть еще
немало лирических шедевров поэта, без которых
трудно представить всю красоту и неповторимость
нашего керженского края. “Семеновский соловей”,
так любовно называют поэта Бориса
Корнилова, слава которого давно перешагнула за
пределы лесного Заволжья. Но нам, жителям
Семенова, память о нем особенно дорога.
Стоит на улице Ванеева красивое
двухэтажное здание, бывший купеческий особняк.
Дом этот исторически связан с именем Б.
Корнилова.
В 20-е годы здесь располагался
коммунистический клуб и именно здесь поэт начал
писать свои первые “ершистые и будоражащие всех
стихи”, помещая их в сатирическом журнале
“Ложкой по лбу” и газете “ Комса”. А разглядел
талант будущего поэта известный нижегородский
литератор, корреспондент губернской газеты
“Молодая рать” Павел Штатнов, который и вывел
его на большую дорогу поэзии.
29 июля 1982 года к 75-летию со дня рождения
Бориса Корнилова по инициативе общественности
города и благодаря многим и многим энтузиастам в
здании нынешнего музея был открыт литературный
отдел, посвященный жизни и творчеству
поэта-земляка. Материалы двух залов рассказывают
и семеновском и ленинградском периодах его
жизни. На стендах и в витринах – сборники стихов
поэта, в том числе и редкие прижизненные издания,
фотографии, автографы, личные вещи, а также
ксерокопии рукописей стихов из Пушкинского
дома-музея.
Нелегкую эстафету новой жизни принял
Корнилов и его друзья-комсомольцы в те тяжелые
20-е годы, но поэт любил свое поколение, оно всегда
было для него прекрасным и сильным. Все, чем жил
тогда комсомол, страна – отражалось в стихах
поэта. “На моря”, “Интернационал”, “Тройка”,
“Айда, голубарь, пошевеливай” и многие другие
были написаны в те годы. В 1928 году вышел первый
сборник стихов поэта “Молодость”, в который
вошли 23 стихотворения. Посвящен сборник Ольге
Берггольц, бывшей жене Бориса Корнилова. В
витрине, посвященной прижизненным изданиям
поэта, можно увидеть этот сборник, а также и
другие издания, всего – 10 экспонатов.
Борис Корнилов был комсомольским
поэтом. Его известная поэма о подвиге
героев-комсомольцев Украины “Триполье” – едва
ли не самое лучшее из того, что сказано в
советской поэзии о юных героях революции. В 1934
году вышла в свет его вторая, знаменитая поэма
“Моя Африка”, высокую оценку которой дал
великий французский писатель Ромен Роллан в
своей статье “Европейский дух”. Это поэма о
первой любви, о Петрограде военных лет, о
гражданской войне, о высоком чувстве долга. На
1-ом Всероссийском съезде писателей Борис
Корнилов был признан одним из самых талантливых
молодых поэтов.
Большой ценностью и украшением зала,
рассказывающего о семеновском периоде жизни
поэта, является интерьер комнаты дома
Корниловых, экспонаты для которой были подарены
сестрой Александрой Петровной. Благодаря
подлинным вещам, воспроизведена обстановка тех
далеких 20-х годов, когда Борис с родителями и
сестрами жил в Семенове. В экспозиции вы увидите
незатейливые часы-ходики на стене, самодельные
резные шашки, в которые играл поэт с отцом, стол с
пузатым самоваром, за которым любила чаевничать
по вечерам семья Корниловых, и даже березовый
туесок, в котором Таисия Михайловна, мать поэта,
посылала сыну посылки в Ленинград.
Переходя в “ленинградский зал”, мы
слышим негромкую мелодию всем известной,
особенно популярной в 30-е годы “Песни о
встречном”. Может быть, не все знали, что слова
этой песни написаны поэтом Борисом Корниловым,
нашим земляком. В 1932 году она впервые прозвучала
в фильме “Встречный”. Стихи положены на музыку
известным композитором Д.Д. Шостаковичем. В 1945
году, в далеком Сан-Франциско, на международной
конференции, посвященной образованию
Организации Объединенных Наций, песня стала
гимном ООН.
В этом зале вы услышите рассказ о
последних годах жизни поэта, его трагической
гибели, ознакомитесь с документами
следственного дела и обвинительного заключения,
материалами о реабилитации, большой вклад в дело
которой внесла поэтесса О. Берггольц. В витрине –
стихи поэта “Прадед”, “Чаепитие”, “Елка”,
которые в обвинительном деле были признаны
“антисоветскими”. Двадцать лет поэзия Бориса
Корнилова находилась под запретом и лишь в 1957
году его имя к нам вернулось. Следующий стенд
экспозиции предлагает вам посмотреть посмертные
издания поэта. Они вобрали в себя его лучшие
стихи, такие как “Соловьиха”, “Продолжение
жизни”, “Вечер”, “Ожидание”, “Качка на
Каспийском море”, “На Керженце”, детская сказка
“Как от меда у медведя зубы начали болеть” и
многие другие. Всего выставлено в экспозиции – 24
издания.
Лесной баловень Керженец, глубокие
омута с “лиловым отливом, староверческие,
потемневшие от времени бревенчатые часовенки.
Неоглядный простор лугов с тихими речными
заводями, где “шиповники все в розанах стоят”.
Край соловьиных песен. Об этих удивительный
местах рассказывают стихи Бориса Корнилова.
Любители и почитатели таланта поэта: О.
Берггольц, М. Бернович, А. Урбан, М. Колосов, М.
Луконин, Я. Смеляков и многие другие оказали
неоценимую помощь музею, подарив ценные
экспонаты. И сейчас музею – 15 лет. За это время
его посетили десятки тысяч экскурсантов со всей
России и других стран, оставляя в книге отзывов
много теплых слов.
До обидного мало прожил Борис Корнилов
– чуть больше 30-ти. Не успел он совершить всего
того, что мог бы совершить. Но и тем, что он успел
сделать, он остался и в поэзии, и в наших сердцах.
Сбылись его пророческие слова:
Ты не уйдешь, моя сосновая,
Моя любимая страна.
Когда-нибудь, но буду снова я,
Бросать на землю семена. |
Все дальше и дальше
отдаляются от нас грозные годы Великой
Отечественной войны. Все меньше остается в строю
участников войны, которые уходят порой
незаметно. А ведь именно им мы обязаны своей
жизнью. В память о них в нашем музее создана
экспозиция “Семеновцы в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов”. Ценность этого
зала в том, что все экспонаты – подлинные,
прошедшие через горнило войны, пропахшие гарью и
порохом. На стендах и в витринах вы увидите самые
разные материалы, касающиеся военной поры:
письма, награды, личные вещи, материалы о детских
домах, располагавшихся в нашем городе в годы
войны, о земляках-партизанах, участниках
сопротивления, работниках тыла и другие. О каждом
из экспонатов вы услышите интересный рассказ
экскурсовода.
30 тысяч защитников Родины дал фронту
Семеновский район. 7 тысяч из них погибли. Пять
наших земляков были удостоены высокого звания
“Герой Советского Союза”, три человека – полные
кавалеры ордена Славы, самой почетной солдатской
награды.
Советские люди боролись за свободу не
только на фронте, в тылу, но и за колючей
проволокой. В экспозиции имеется стенд, который
заслуживает особого внимания. Его материалы
рассказывают об узниках лагеря Бухенвальд. 56
тысяч жизней унес он, и лишь немногие остались в
живых. Один героический эпизод из жизни
Бухенвальда: 11 апреля 1945 года в лагере произошло
восстание узников, в результате которого более 20
тысяч человек освободило себя. В восстании
участвовало несколько отрядов, состоящих из
заключенных разных национальностей. Русским
отрядом командовал Иван Иванович Смирнов,
подполковник, кадровый военный, а также наш
земляк – семеновец Вениамин Михайлович Щелоков,
совсем молодой парень, сумевший во время
восстания захватить весь немецкий автопарк. Два
героя, оставшиеся в живых и встретившиеся после
окончания войны в Семенове. И.И. Смирнов так и
остался жить в нашем городе вместе с семьей,
которая в годы войны была сюда эвакуирована. В
витрине, рядом с документами и фотографиями
находится экспонат, которым музей особенно
дорожит. Это книга “Бухенвальдский набат”,
написанная Смирновым И.И. уже после войны, в 1966
году, в Семенове и издана Волго-Вятским книжным
издательством.
Один из интересных стендов
рассказывает о самобытном, талантливом человеке,
нашем земляке, также прошедшем военными дорогами
– Сергее Васильевиче Афоньшине, который после
войны занялся писательской работой и прославил
наш край своими сказами и сказками.
Все экспонаты для военной экспозиции
были подарены музею местными жителями, сохраняя
тем самым память о людях, отдавших свои жизни во
имя нашей. Открытие зала было приурочено к
юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой
Отечественной войне.
Регулярно в музее проводятся
тематические выставки, выставки и экспозиции,
посвященные отдельным знаменательным датам из
жизни города или людей, его прославивших.
Музей с радостью и вниманием
встретит каждого. Ждем Вас!
Семеновский государственный
историко-художественный музей
Наш адрес: 606600, г. Семенов, Нижегородской
области,ул. Ванеева, дом 5А
тел. (831-62) 5-19-30 – директор музея
(831-62) 5-27-61 – экскурсионный отдел
|